О понятии «современная музыка»

О понятии «современная музыка»

О понятии «современная музыка»

Приступая к очередному разговору о музыке, всегда рискуешь повторить уже сказанное. В самом деле: как рассказывать о музыке, не затрагивая таких вещей, как разнообразие художественного мира, соотношение традиционного и новейшего, взаимодействие музыки с другими искусствами? О какой бы музыке ни шла речь, возвращение к этим проблемам неизбежно.

Однако всё это будет рассмотрено сквозь призму главного вопроса - что такое музыка сегодня?

До сих пор мы говорили преимущественно о музыке академической, т. е. музыке, создаваемой композиторами-профессионалами, а также о фольклорной и духовно-певческой традициях. Все эти виды музыки, будучи главными на протяжении ряда веков, в настоящее время - далеко не исключительные формы музыкального бытия.

В нашу жизнь вторглось огромное количество другой музыки, на которую нельзя не обращать внимания - хотя бы в силу многочисленности её видов, а также востребованности значительной частью слушательской аудитории. Джаз, рок, поп-музыка, диско, авторская песня, рэп и т. д. - всё это новые и новейшие стили музыки, которые живут и развиваются по своим собственным законам. Соответственно современная музыкальная жизнь стала более многообразным и пёстрым явлением, чем это было до сих пор. Теперь она объединяет самые различные музыкальные сферы, направления, стили, жанры, национальные традиции и даже культуры в целом.

Изменилось и само понятие современная музыка. Например, в среде музыкантов-профессионалов современной называют академическую музыку, созданную в последние десятилетия. А за пределами этой среды современной считается как раз музыка неакадемическая. Встречается даже прямое противопоставление «музыка классическая - музыка современная», где место классики занимают композиторы ушедших эпох, а современность ассоциируется исключительно с различными молодёжными направлениями. Усложнение художественной ситуации, как следствие, повлекло и неоднозначность в её определениях.

Такая неоднозначность сказывается и на самом музыкальном творчестве. Всё чаще композиторы в своих произведениях обращаются к воплощению противоречивых образов времени. Среди таких противоречий более заметную роль играет мотив утраченной гармонии посреди шумного, дисгармоничного современного мира.

Прослушивание
Гия Канчели. Симфония №6 (фрагмент)

Послушайте фрагмент из I части Шестой симфонии Гия Канчели. Симфонию предваряет эпиграф альтов, расположенных позади оркестра с двух сторон. Следующая за ним тема в исполнении флейты и клавесина пытается продолжить напев альтов, однако наталкивается на сопротивление резкого звучания оркестра. Таков один из смыслов произведения: не просто контраст, но настоящий конфликт тихой мелодии, заглушаемой пронзительной музыкой современности.

Гюстав Климт. Музыка (1895 г.)Музыки в наше время стало значительно больше, чем раньше. Больше стало и её разновидностей. Сейчас далеко не каждый музыкальный эрудит сможет даже просто перечислить все существующие на сегодняшний день музыкальные стили и жанры. Более того, не только отдельный человек, но и любая современная энциклопедия не сможет выстроить их исчерпывающий перечень. Одна из причин - непрерывно меняющаяся картина музыкальной жизни, умножающая новые явления со стремительной скоростью.

Это, кстати, относится и к другим видам творчества, например литературе. Ещё полтора столетия назад каждый год издавалось не более пяти-шести сколько-нибудь значительных книг. Понятно, что каждая из них становилась событием. «Евгения Онегина» или «Анну Каренину» знала вся читающая Россия. То же можно сказать и о творчестве композиторов, относящемся к эпохам, когда музыка была одной из важнейших основ жизни человека. Теперь же произведений искусства разного масштаба и уровня появляется такое количество, что даже на поверхностное знакомство со всем этим множеством не хватит целой человеческой жизни.

Именно поэтому необходимо хотя бы в общих чертах представлять ту культурную, и в частности музыкальную, среду, в которой мы находимся. Это - необходимое условие понимания особенностей того времени, в котором мы живём, а также музыки, которую мы слушаем.

Важно также понять, почему за сравнительно короткий исторический период возникло так много различных «музык» и что представляют хотя бы некоторые наиболее заметные из них.

Потому что, какие бы изменения ни претерпевала музыка и музыкальная жизнь в целом, она по-прежнему остаётся важнейшей частью духовной культуры человека, который, несмотря на все успехи научно-технического прогресса, так и не научился без неё обходиться.

Вопросы и задания:

  1. Как ты понимаешь словосочетание «современная музыка»?
  2. Согласен ли ты с противопоставлением классики и современной неакадемической музыки? Постарайся объяснить свой ответ.
  3. Какое из слов - контраст, конфликт, столкновение – наиболее точно передаёт взаимодействие музыкальных тем в Симфонии № 6 Г. Канчели? Что, по-твоему, это взаимодействие выражает?
  4. Во время прослушивания произведения обрати внимание на роль пауз. Как ты думаешь, с чем связаны столь продолжительные, часто повторяющиеся фрагменты тишины?
  5. Можно ли усмотреть моменты образного сходства между Симфонией № 6 Г. Канчели и картиной Г. Климта «Музыка»? В чём это проявляется?

Композиторы и исполнители