Родина Михаила Ивановича Глинки - село Новоспасское

Родина Михаила Ивановича Глинки - село Новоспасское

«Глинка - наш гений, композитор, для которого народ и родина составляли главное, основное содержание его величайших произведений. Всегда живой в сознании русских музыкантов, Глинка столь же дорог сердцу русского народа»...
(Б. Асафьев)

Великого русского композитора Михаила Ивановича Глинку справедливо называют основоположником русской музыкальной классики. Это не значит, что русская музыка до Глинки не представляла собой ничего ценного, - Россия испокон веков славилась талантами, и даровитые музыканты в ней были не редкость. Но печальная судьба ожидала многих из них: те, которым досталась участь родиться крепостными, всю жизнь были обречены подчинять свой талант прихотям барина. Тем же немногим, кому удалось выбиться в люди, всегда угрожало соперничество иностранных артистов. Иные препятствия стояли на пути музыкантов из высших сословий. В дворянской среде музыка считалась обязательным элементом хорошего воспи­тания. Посещение театров и концертов было таким же непременным светским ритуалом, как посещение балов, маскарадов и званых сделать музыку основным своим занятием - вместо военной или дипломатической карьеры, вместо хо­зяйственного управления родовым поместьем - казалось непростительным легкомыслием.

Для Глинки музыка была не только основным делом жизни - она была самой жизнью. Еще мальчиком, потрясенный первыми музыкальными впе­чатлениями, сказал он о себе: «Музыка - душа моя!» Так она и осталась навсегда его судьбой, целью и смыслом его существования. Потому-то в творениях великого композитора нам слышен и голос самого художника, и голос времени, самые яркие и лучшие черты которого он уловил и запечатлел. Время это, трудное и сложное, было временем великих надежд и великих разочарований.

Два события определили его облик. Первое - победоносная война с Наполеоном, в которой русский народ показал не только военную доблесть, но и невиданную силу, и стойкость духа. Война пробудила в лучших умах России уверен­ность в том, что такой народ сумеет уничтожить или хотя бы обуздать самовластье и добиться свободы. Здесь лежали корни второго события: восстания декабристов, закончившегося трагедией на Сенат­ской площади, казнью и ссылкой самых честных и благородных людей. А за этим последовали годы мрачнейшей реакции, «дух неволи», прочно завла­девший всей необъятной империей - от крепостной деревни до чиновного Петербурга.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857), русский композитор, основоположник национальной композиторской школы«Но наперекор историческим испытаниям именно тогда, в первой половине века, Россия выдвину­ла целую плеяду талантливых людей, уверенно поставивших ее молодое искусство в один ряд с уже зрелыми национальными школами. Современника­ми Глинки и почти его ровесниками были Пушкин, Гоголь, Баратынский, Тютчев. Девятью годами стар­ше - Грибоедов, десятью годами моложе - Лермонтов. Им на смену пришла плеяда младших современников, первые успехи которых совпадают с годами полного расцвета творчества Глинки: Некра­сов, Достоевский, Тургенев, Лев Толстой. Разные характеры, разные таланты, разные судьбы. Но есть у них и общие черты, позволяющие считать их единой национальной школой. Это, преж­де всего вера в созидательный дух своего народа и стремление прикоснуться к живому источнику его искусства - отражению «чаяний и ожиданий народ­ных», как много лет спустя назвал русскую народ­ную песню Ленин.

Творческие принципы, характерные для русской литературной классики века, легли в основу и других искусств, в том числе музыки. Первыми образцами музыкальной классики стали произведе­ния Глинки, в которых и эстетические идеалы русского искусства его времени выражены в прекрасной художественной форме, во всеоружии уве­ренного мастерства. Если проследить жизненный и творческий путь Глинки, то легко обнаружить, какое большое значение имела для него связь со Смоленщиной. Здесь, в селе Новоспасском, он родился, провел свое детство, получил первые музыкальные впечатления и познал красоту русской народной песни. Здесь же под влиянием событий Отечественной войны 1812 года в нем навсегда пробудились патриотические чувства и вера в могучие народные силы, что нашло в дальнейшем глубокое отражение в его музыке.

В Смоленской усадьбе Новоспасское, что в двадцати кило­метрах от Ельни, родился и провел детство великий русский композитор М. И. Глинка (1804-1857), основоположник русской классической музыки.

«Я родился 1804 года мая 20 утром, на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем родителю мое­му, капитану в отставке Ивану Ни­колаевичу Глинке. Имение это находится в двадцати верстах от города Ельни Смоленской губернии; оно расположено по реке Десне (близ ее истока) и в недальнем расстоянии окружено непроходимыми лесами, сливающимися со знаменитыми Брянскими лесами...» Так начинает свои автобиографические «Записки» М. И. Глинка. Первый биограф М. И. Глинки В. В. Стасов писал: «Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя те элементы музыкальной народности, которые, по существу, в наших городах сохранились лишь в сердце России...»

Во владение Глинок - потомков старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 году отпочковалась ветвь смоленских дворян - усадьба Новоспасское, а точнее, пустошь Шатькова, как она первоначально называлась, перешла в 1750-году. Небольшой деревянный дом, в котором родился композитор, был выстроен в конце XVIII века дедом М. И. Глинки - отставным майором Н. А. Глинкой. Тогда же, в 1786 году, была сооружена каменная усадебная Спасо-Преображенская церковь, по имени которой селение получило название Новоспасское. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов, а по обеим сторонам разбит небольшом парк, впоследствии значительно увеличившийся. Для него отец М. И. Глинки - отставной капитан Иван Николаевич Глинка (1777-1834), к которому усадьба перешла в 1805 году - специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов.

Церковь в Новоспасском. Акварель неизвестного художникаВозле церкви похоронены родители композитора. В 1812 году отряд французских солдат, заняв Новоспасское, попытался ограбить церковь, но крестьяне во главе со священником И. Стабровским - первым учителем М. И. Глинки - заперлись в храме и успешно отбились от неприятеля. Французы ограбили усадьбу, дом священника, но церковь осталась нетронутой.

Спасская церковь славилась своими колоколами. Самый большой из них весил 106 пудов. Его звук был слышен на десять верст окрест. В этот колокол по приказанию хозяина усадьбы звонили целый день, когда пришла весть о победе над Наполеоном и об изгнании врага из пределов России.

Колокола Новоспасской церкви чудом сохранились во время коммунистических погромов. В 1941 году священник и несколько мирян сняли колокола и затопили их в Десне. Кто-то из местных сообщил об этом фашистам. Они схватили священника и начали его пытать, обливая на морозе холодной водой и требуя, чтобы он указал место, где спрятаны колокола - цветной металл был нужен для победы третьего рейха. Священник умер под пытками - фашисты заживо заморозили его. После войны один из Новоспасских колоколов был найден и ныне находится в смоленском музее.

Михаил Иванович рос в большой семье, у него было шесть сестер и два брата. «Наше семейство многочисленно, но очень дружно», - писал композитор.

Евгения Андреевна Глинка с сыном Михаилом и дочерью Пелагеей. Миниатюра на табакерке (работа неизвестного художника, первая треть ХIХ века)Душой семьи была, конечно, мать Евгения Андреевна, «красавица, к тому же очень хорошо воспитанная и прекрасного характера», по словам ее дочери Людмилы. Друг М. И. Глинки П. А. Степанов так говорит о Евгении Андреевне: «Какая прекрасная особа была его мать! Всякого, кто только любил ее сына, она уже считала своим; как она нас ласкала, баловала. В ее доме было так отрадно, что забывались все обыденные невзгоды, и сердце согревалось от жизненных морозов».
49 лет прожила в Новоспасском Евгения Андреевна, заботливо воспитывая своих детей. Самым любимым и дорогим для матери был старший сын Михаил.

Большую роль в воспитании мальчика сыграла его молодая няня Авдотья Ивановна, мастерица петь песни и рассказывать сказки. Но больше всего увлекали юного Глинку знакомые «грустно нежные звуки» народных песен.

Сам он напишет в «Записках»: «И, может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую музыку». «Отец мой, - писал Михаил Иванович, - очень любил меня и всех детей своих. Со мною же обращался, как с товарищем - поверял мне тайны и предположения свои, не скрывая радостей и огорчений. Он не щадил для меня издержек».

А любимая сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова вспоминала: «Отец мой был от природы умный и по тому времени очень образованный молодой человек. Он выстроил новый двухэтажный деревянный дом в 27 комнат, который обставил с изысканной роскошью.
Преобразил он и усадьбу, которая приводила всех гостей в восторг.

У нас было все свое: ткали ковры, плели кружева, делали разные вышивки: также были портные, башмачники, маляры, столяры и прочие, - всего около ста человек, может быть, и более. Все помещались семьями во флигелях, которых было от деся­ти до двенадцати, кроме дома и двух больших флигелей. Это было маленькое местечко или городок».

Дом в Новоспасском. Рисунок Е. ВрангельУсадебный дом в Новоспасском был построен И. Н. Глинкой в 1807-1810 годы на месте предыдущего. Из документа 1860 года известно, что это был «деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте, с коридором, крытый гонтом, но от времени ветхим, и обшит тесом с крыльцами и 4-мя балконами, внутри обит бумажными обоями, в нижнем этаже 17 комнат, в них окон с двойными рамами, медными ручками, задвижками и крючками 40... печей голландских из простых из­разцов со всею принадлежностью - 16».

На первом этаже располагались хозяйственные помещения, бильярдная, столовая, зал, гостиная, диванная, на втором этаже - спальни и детская. Потолки комнат были расписаны лучшими московскими мас­терами. «Мебель была в каждой комнате из особого дерева, - вспо­минала сестра М. И. Глинки, Л. И. Шестакова. - Великолепные зеркала, паркеты, люстры, лампы... Все было сделано с таким вкусом и изяществом, что ежели бы перевезти наш дом в Пе­тербург, то он не был бы одним из последних. Выстроен был он весь из дуба и сосны - прочного хорошего леса». Перед балконом дома огромный «скатистый луг» открывал панораму на берега реки, на заречные поля и луга.

Кроме господского дома в Новоспасском было еще множество построек - два флигеля, сооруженные в 1806-1811 годы, «господская баня», мельница, оранжереи, сукновальня и т. п. Все они были деревянными, и до наших дней не сохранились, как и сам господский дом.

До сих пор неизвестно, кто являлся создателем огромного пейзажного парка, занимающего сегодня всю территорию усадьбы. Несомненно, что это был выдающийся мастер садово-паркового искусства. Сложный рельеф местности, где расположена усадьба, служил отчасти помехой, а отчасти и подспорьем мастеру. Используя это обстоятельство, создатель парка в Новоспасском широко применял систему свободного размещения элементов парка. Его основу составили липы, вязы, клены, дубы и ясени. Небольшие группы деревьев и кустарников чередовались с полянами и маленькими лужайками, засаженными цветами. Одна из лужаек носила название «Амуров лужок» - здесь среди роз стояла мраморная статуя Амура.

Во время войны много деревьев было вырублено, и сейчас в парке Новоспасского сохранилось только около трехсот вековых деревьев, среди которых - девять дубов, посаженных самим М. И. Глинкой. Сохранился и дуб-исполин, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы».

Естественной границей парка служила река Десна. На ее небольших островках стояли беседки, где по праздникам целыми днями играл оркестр крепостных музыкантов, принадлежавший дяде М. И. Глинки. Будущий композитор тоже слушал эти концерты, а позднее сам играл на скрипке и флейте. Первым его учителем музыки был деревенский скрипач.

Глинка очень любил Новоспасское. И много лет спустя он часто приезжал в родные пенаты, а впечатления от жизни в усадьбе неизменно находили отражение в его творчестве.

В последний раз М. И. Глинка побывал в Новоспасском в июне 1847 года. «Я прибыл в Новоспасское в добром здоровье, но скоро начал чувствовать, что аппетит и сон начали исчезать, - писал он. - Желая поддержать себя, я для гимнастики начал маленьким топором рубить лишние липы, коих было множество, чтобы дать простор дубам, вязам и другим деревьям». Но здоровье его продолжало ухудшаться, и Глинка уехал в Петербург. А когда в 1851 году умерла мать композитора, поездки в Новоспасское утратили для него всякий смысл, и Глинка написал сестрам, что «никогда более без матушки в Новоспас­ское не приедет».

После смерти матери композитора - Е. Н. Глинки (1783- 1851) усадьбой владели его сестры - Л. И. Шестакова и О. И. Измайлова. В 1879 году Новоспасское перешло к коломенскому купцу Ф. Т. Рыбакову, который в 1882 году распродал обстановку, разобрал дом с флигелями и перевез их в Коломну, где они вскоре сгорели. В начале XX века Новоспасским владел смоленский купец Зеликин, построивший дачу рядом с фундаментами старого усадебного дома и вырубивший для этого часть парка. Остатки усадьбы погибли во время Великой Отечественной войны.

После смерти Михаила Ивановича его дом был продан родственниками и увезен. Родовое гнездо было разорено. Усадьба в 20 га пришла в полное запустение, оказался заброшенным и великолепный парк с фруктовым садом, оранжереями, английским садом для гуляния молодежи, погибли два каскада прудов.

В 1976 году началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 строительных организаций Смоленщины принимали самое активное участие в восстановлении этого имения.

По архивным материалам и воспоминаниям восстановлены дом Глинок, гостевой и кухонный флигели, каретный сарай, пекарня и дворовая изба, мостки, Амуров лужок (розарий), каскад прудов, бе­седки, оранжерея, отреставриро­вана родовая церковь, ныне действующая. Приведен в порядок парк, сделаны посадки дубов, кленов, лип. Посажен фруктовый сад. Радуют глаз и многочисленные цветники.

27 мая 1982 года в торжественной обстановке был открыт музей-усадьба М. И. Глинки - первый и единственный музей композитора. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М. И. Глинки. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора, комната птиц.

Текст: А. Низовский. «Усадьбы России. Подмосковные. От Петербурга до Саратова»
Фотографии дома и интерьера в наши дни (использованы в работе): «Музей-усадьба М. И. Глинки в Новоспасском»

Адрес музея: Смоленская обл., Ельнинский район, село Новоспасское

 

Звуки музыки

Вальс-фантазия

«Вальс-фантазия» был написан Глинкой в 1839 году. В первом варианте это произведение предназначалось для фортепиано. В 1845 году Глинка оркестровал его, а в 1856 году создал новую оркестровую редакцию, в которой оно и исполняется ныне.

«Вальс-фантазия» был создан в период сердечного увлечения М. И. Глинки молодой Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью А. П. Керн, той самой Анны Петровны, которой Пушкин посвятил свое знаменитое стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье»), а Глинка написал на него романс. Композитор создал лирическую поэму, в которой воплощена богатейшая гамма человеческих чувств.

С основной вальсовой темой ярко контрастируют разнообразные по содержанию эпизоды, то светлые и грациозные, то взволнованно-драматические. Главная тема повторяется многократно, образуя форму рондо. Удивительно изящна инструментовка этого произведения. Преобладание струнной группы придает всему симфоническому произведению легкость, полетность, прозрачность, неповторимое очарование мечты.

Перед нами прошла картина душевной борьбы, попыток вырваться к счастью, к свету. Счастье оказалось недосягаемым. Отсюда - общая элегическая окраска музыки.

Впервые в русской музыке на основе бытового танца возникло развернутое симфоническое произведение, отражающее многообразные оттенки душевных переживаний.

Увертюра  к  опере «Руслан  и  Людмила»

Увертюра  к  «Руслану  и  Людмиле»  стала  первой  вершиной симфонического  творчества  Глинки.  Она  была  сочинена  после завершения  всего  произведения,  строится  на  темах  оперы  и передает  ее  главную  идею - победу  светлых  сил  над  миром зла. Музыка увертюры, стремительная и ликующая, по словам Глинки,  «летит  на  всех  парусах»;  она  содержит  основные образы  оперы  —  мужественную  героику,  радость  любви, таинственную сказочность.

Романс на стихи А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

Самым известным вокальным произведением М. И. Глинки является романс на стихи А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Это высшее достижение композитора в области вокальной лирики. В нем идеально сливаются пленительные стихи и вдохновенная мелодия. Это произведение отразило глубокие чувства Глинки к Екатерине Ермолаевне Керн, дочери Анны Петровны Керн, в свое время вдохновившей Пушкина на создание гениального стихотворения. С прекрасной поэзией Пушкина гармонично слились музыкальные образы, созданные Глинкой.  Это, прежде всего, выражено в мелодии – по-русски пластичной и задушевной. В романсе, как и в стихотворении, ясно показаны зарождение поэтического чувства любви, томительная скорбь разлуки, радость свидания. Поэтический смысл каждого нового душевного состояния лирического героя раскрывается в яркой и выразительной музыке.

В этом романсе ярко проявилась общность творческих натур и устремлений двух великих современников – Пушкина и Глинки: целостность, гармоничность восприятия мира, светлый взгляд на жизнь, вера в ее непреходящую ценность.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Глинка. Я помню чудное мгновение (в исп. Д. Хворостовского), mp3;
    Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
    Глинка. Вальс-фантазия, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители