В сказочной стране гномов

В сказочной стране гномов

В сказочной стране гномов

Содержание:

  1. Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ «Шествие гномов».
  2. Воплощение музыкального содержания в трёхчастной форме.
  3. Специфические особенности трёхчастности: сходство крайних разделов, серединный контраст.

Музыкальный материал:

  1. Э. Григ. «Шествие гномов» (слушание);
  2. Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. «Тролли» (пение);
  3. А. Журбин, стихи П. Синявского. «Смешной человечек» (пение, импровизация).

Характеристика видов деятельности:

  1. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов.
  2. Распознавать художественный смысл трехчастной формы.
  3. Импровизировать в форме театрализации в соответствии с заданным музыкальным образом.

Живут волшебники земные,
Тепло своих сердец даря.
И где-то рядом сказки бродят,
Когда звучат их голоса.
Волшебники приходят,
Приходят и уходят,
Но остаются чудеса…

М. Пляцковский

Эдвард Григ - композитор, живший в северной стране Норвегии, где очень красива природа. Норвегия - это страна диких скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов-фьордов. Издавна норвежский народ населил леса и горы фантастическими существами, добрыми и злыми духами: гномами, эльфами, кобольдами, троллями, сочинил множество прекрасных сказок.

Норвежский композитор, музыкальный деятель, пианист, дирижёр Эдвард Григ очень любил природу и сказки, любил мечтать и фантазировать.

Однажды, когда он был ещё маленьким ребёнком, они вместе с отцом отправились на прогулку. Дорога шла вдоль ущелья. Вдруг Эдвард остановился у сосны, выглядывающей из глубины ущелья. Сосна вросла прямо в трещину камня. Мальчик долго смотрел на сосну. Потом, повернувшись к отцу, спросил:

- А где же гномы? Где они могут прятаться?

Отец подумал: сын растёт большим фантазёром и, посмотрев на него внимательно, сказал:

- Ты спрашиваешь, где живут гномы? В сказках, мой милый, в старых норвежских сказках.

Но Эдвард не поверил отцу. Он был уверен, что гномы живут среди скал, в горах, в лесах или в корнях старых сосен.

Для мальчика природа действительно была живой. И сам он жил в мире сказки не только, когда был ребёнком, но и тогда, когда стал взрослым.

А знаете ли вы, кто такие гномы? Это – маленькие бородатые существа, обитающие глубоко под землёй, в горах, лесу. В недрах земли они хранят несметные сокровища – золото и драгоценные камни.

Несмотря на малый рост, гномы наделены сверхъестественной силой. Они могут выковать волшебные кольца и мечи.

Гномы умеют колдовать. Их колдовство бывает добрым и безобидным. Но если гномы рассердятся, то непременно отомстят обидчику.

Эдвард Григ в своих музыкальных произведениях отразил образы природы, народные сказания родной страны. Одна из фортепианных пьес Э. Грига называется «Шествие гномов». Слово «марш» в переводе с французского означает «шествие».

Слушание: Э. Григ. «Шествие гномов».

  • Как вам кажется, про каких гномов рассказывается в пьесе Э. Грига, про добрых или злых? (Про злых.)
  • А почему вы так решили? (Музыка таинственная, иногда страшная, злая.)
  • Почему пьеса Э. Грига называется «Шествие гномов», что такое шествие? (Музыка похожа на марш.)

Марш необычный, сказочный. Слышны внезапные, неожиданные акценты, прыжки, ужимки, будто гномы прихрамывают, ковыляют, даже подтанцовывают. Прислушайтесь, эта музыка похожа не только на марш, но и на фантастический танец.

Пьеса состоит из трёх, отчётливо различаемых частей (трёхчастная форма). Обратите внимание: начальный и заключительный разделы пьесы по звучанию совпадают. А средний раздел значительно отличается от них.

Повторное слушание пьесы Э. Григ. «Шествие гномов» по частям

Начальный раздел. Пьеса Грига «Шествие гномов» изображает причудливый марш гномов, которые двигаются пёстрой, шумной толпой, прыгая и приплясывая на ходу.

Постепенно шум и свист умолкают, шествие удаляется, последние гномы исчезают...

Начинается средний раздел пьесы. Здесь характер музыки резко меняется: звучит мягкая, спокойная, по-народному простая и выразительная мелодия.

Нежный, лирический напев этой сельской песни воскрешает в нашем воображении картины норвежской природы: чистое, как кристалл, горное озеро, скалы, отражённые в его холодных водах, прибрежный тёмный еловый бор. Но эта картина представляется нам недолго. Полная безмятежного покоя песня скоро кончается, её сменяют лёгкие, порхающие звуки, образующие подвижные, взлетающие вверх пассажи. Кажется, будто мимо нас проносится лёгкий рой воздушных эльфов, а может быть, это причудливое, игривое порхание бабочек, носящихся от цветка к цветку?

Музыка начала средней части повторяется ещё раз на несколько ступеней выше (в другом, более высоком регистре), что сообщает всей этой части ещё более прозрачный, лёгкий, какой-то невесомый характер.

Заключительный раздел пьесы является повторением первой (реприза). Исчезает картина норвежского пейзажа, снова музыка воссоздаёт фантастический танец-шествие гномов. И на этот раз шествие постепенно приближается, музыка становится громче и громче, слышится шум, топот, свист... - но потом всё постепенно успокаивается и стихает: гномы удаляются и, наконец, совсем скрываются вдали...

В конце пьесы, когда звучность затихает, гномы удаляются, внезапно раздаются два громких, сердитых возгласа, Жёсткие, угрожающие аккорды заканчивают эту сказочную пьесу.

Запомни!

  • Резкая смена звучания в музыкальном произведении называется контрастом.
  • Трёхчастная форма

Вопросы и задания:

  1. Почему Э. Григ назвал свою пьесу именно шествием?
  2. Какие картины возникают в вашем воображении при прослушивании среднего раздела пьесы? Что происходит с музыкальным звучанием? Как изменяются средства музыкальной выразительности?


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Григ. Шествие гномов (полная версия в 2 вариантах исполнения - симф. оркестр и фортепиано, и по частям), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители