Выразительные средства музыки: Полифония

Выразительные средства музыки: Полифония

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Полифония

Сущность полифонии именно в том,
что голоса здесь  остаются самостоятельными
и сочетаются в единстве высшего порядка.
М. Бахтин

Полифония относится к одной из самых ранних форм музыки. Само слово «полифония», в переводе с греческого означающее «многоголосие», причем такое многоголосие, в котором каждый голос является одинаково важным и ведет свою выразительную мелодию.

Ведь существует еще и такое многоголосие, в котором ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия. Остальные голоса ему только аккомпанируют. Такой стиль называется «гомофонией». Образцом такого стиля может послужить любой романс или песня с сопровождением.

С полифонией, как правило, ассоциируется особый мир музыкальной образности, прежде всего тот, который зародился в недрах церковной музыки и достиг своего расцвета у мастеров Средневековья, Возрождения, в творчестве И. С. Баха, у композиторов последующих эпох, таких, как В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Дж. Верди, И. Брамс, и многих других.

Чем же характеризуется эмоциональный мир полифонии - этой обширнейшей области творчества, чье господство в музыке длилось свыше пяти столетий - с XII по XVII век?
Прежде всего, отметим, что полифония - особый способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И. С. Баха, должен восприниматься как беседа голосов. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», - советовал Бах своим ученикам.

В словах великого композитора заключен глубокий смысл. В них подчеркивается коренной характер полифонической музыки, рожденной не для утверждения индивидуальности каждого голоса, а для выражения общей идеи, для растворения в едином потоке звучания. Поэтому и жанры полифонической музыки по своему содержанию далеки от тех, что создаются под воздействием земных страстей. Мессы, мотеты, хоралы - все эти жанры отмечены особым, внеличностным характером, сдержанностью чувств, свободой от всего бытового, суетного, повседневного.

Всмотритесь в изображения великих мастеров живописи, чье творчество было неразрывно связано с идеалами христианского искусства, - и вы почувствуете высокий покой, свет, чувство нежной любви, сквозящее в каждом жесте.

Точно так же свет и покой изначально излучает полифоническая музыка. Ее воздействие на душу человека всегда было необыкновенно возвышающим, облагораживающим. Независимость от мирской суеты, от всего случайного и мелкого приводила к тому, что в лучших своих образцах полифонические композиции несли печать неземной красоты.
А если учесть, что исполнялась она, как правило, в храме с его прекрасным и величественным интерьером, полным торжественности и мощи, в храме, где высота колонн и стен подчеркивала устремленность к небу, то впечатление красоты многократно усиливалось. Может быть, сила этой красоты и была причиной, вновь и вновь заставляющей композиторов обращаться к созданию полифонических произведений даже в те эпохи, когда в музыке господствовали совсем иные предпочтения.

При всем многообразии полифонических жанров и приемов высшего своего выражения полифония достигла в фуге.

Фуга - это форма полифонических произведений, при которой тема, представляющая яркую и выразительную мелодию, проводится поочередно во всех голосах. Различные способы работы с темой - изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное изложение (в обратной последовательности) - не только обогащают ее звучание, но придают ей интеллектуальный, философский смысл. Своеобразная «философия» фуги, как одного из самых сложных по образу и технике музыкальных жанров, привлекала к ней многих композиторов, чье творчество отмечено глубиной философских исканий.

Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих и многих композиторов. Высшие ее образцы одновременно являются высшими образцами музыки вообще: в фуге способны найти выражение самые глубокие мысли, самые благородные чувства, на которые способен человек. Не случайно И. С. Бах, этот величайший из великих музыкантов, огромный круг своих музыкальных замыслов воплотил именно в фуге - то монументальной, то лирической, то строгой, то шутливой,- такой же многоликой и многообразной, как и сама музыка. 

 

Бах. Месса си минор

Одна из самых прекрасных баховских фуг открывает его величайшее творение - Мессу си минор. Произведение, музыка которого отмечена и безграничной скорбью, и божественным светом, обнаруживает неслыханные возможности полифонической музыки, способной открывать такие глубины, которые, казалось бы, недоступны слабым силам человека. И все же есть нечто, способное приоткрыть завесу самой сокровенной тайны, дать прикоснуться к божественному: это нечто есть музыка, осененная высшей духовностью.

Месса h-moll — грандиозное творение, над которым композитор работал в течение десятилетий.
«Светлейший курфюрст, милостивый государь! В глубоком почтении приношу я вашему королевскому высочеству настоящую скромную работу мастерства моего, коего я достиг в музыке, и всеподданнейше прошу вас воззреть на оную благосклонным взором не по достоинству самой композиции, которая сочинена плохо, но исходя из вашей, известной миру милости...» — такими словами Бах в 1733 году сопроводил отправку курфюрсту Саксонскому Фридриху Августу одно из величайших своих творений — Мессы h-moll.
Месса си минор – «Kyrie eleison» («Господи, помилуй нас») - пятиголосная оркестрово-хоровая фуга. Это не просто сложный и многогранный образ, не просто музыкальное выражение глубокого горестного чувства, а мощная, подлинно страстная энергия духа, заключающего в себе высшее страдание и высшую любовь, и облеченная в самую строгую по дисциплине форму фуги.

Вслушайтесь в звучание хора «Kyrie eleison» - и, возможно, вы согласитесь, что сильнейшее впечатление производит как раз та музыка, которая не стремится к открытому излиянию чувств и настроений, а следует своему собственному пути духовного восхождения

 

Токката и фуга Ре минор BWV 565

Это короткое произведение, написанное молодым Бахом, значит в истории музыки гораздо больше, чем многие «большие концерты» маститых композиторов.

Органная музыка в Германии до И. С. Баха имела давние традиции. Опыт целой плеяды замечательных мастеров органного искусства служил Баху опорой. Он был лично знаком со многими представителями старшего поколения немецких органистов и мог в живом звучании воспринимать национальное своеобразие немецкой органной музыки.
Именно орган стал для Баха родной стихией. Здесь его гений раскрылся во всем своем великолепии и необъятности. Орган стал для него своего рода оркестром, который мог выдержать грандиозный размах его импровизаций.

Для этого инструмента Бахом создано огромное количество произведений. Это были и большие музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, и одночастные хоральные прелюдии. Основу органных миниатюр у Баха составляли мелодии протестантских хоралов. 

Вершиной органного творчества Баха стали его знаменитые Токката и фуга ре минор.

Форма фуги - основа органного творчества Баха. Обыкновенно он предварял ее прелюдией (небольшой пьесой, которая изначально представляла собой импровизационное вступление к основному произведению) или токкатой. Впрочем, строгой жанровой границы между токкатой и прелюдий провести нельзя. Довольно часто одна и та же пьеса называется в одних источниках токкатой, в других - прелюдией.

Токкату и фугу ре минор композитор написал, вероятно, еще в юности – во всяком случае, до переезда в Веймар. Виртуозное, исполненное молодой страстности и высокого религиозного чувства, это сочинение требует от исполнителя не только блестящей техники, но и способности к импровизации.

Начало произведения - возглас, повторенный трижды, с каждым разом все ниже. Он - словно призыв к молчанию. «Внемлите!» - говорит вступление слушателям. Из вступления рождается музыкальная речь. Бурная, драматичная, она подобна горной реке весной. Она не дает опомниться, она властно влечет за собой и поражает мощью и глубиной звука.

Следующая за токкатой фуга полна доверительности. Она лирична, изящна и вместе с тем по-юношески неспокойна. Музыкальный поток неустанно бежит вперед, но поток фуги, в отличие от потока токкаты, скорее напоминает прозрачные воды ручья. Что это? Трепет верующего сердца? Успокоение после сомнений? Признание в любви? И если да - то к кому? Некоторые полагают,  что в этом произведении молодого Баха звучит эхо его первой любви, его страстной и невинной любви к Марии Барбаре, которая вскоре стала женой композитора. Думается, однако, что если мотив влюбленности и присутствует здесь, то вовсе не он определяет настроение всего сочинения.

Вся пьеса длится не более десяти минут. Но за это время она успевает захватить слушателя, подчинить его себе, она заставляет его пережить целую жизнь, полную восторга и смятения.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Бах. Kyrie eleison. Господи, помилуй нас, mp3;
    Бах. Токката и фуга ре минор BWV 565, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители