Мусоргский. Картинки с выставки - Гном

Мусоргский. Картинки с выставки - Гном

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

Гном

В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная выставка работ русского художника-архитектора В. А. Гартмана.

В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик, выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич Стасов. Выставка была организована по его инициативе.

Вместе с ним выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский, автор оперы «Борис Годунов», премьера которой совсем недавно состоялась в Мариинском театре.

Не спеша переходили они от одного экспоната к другому. Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой талант художника. Конечно, разговор шел об их общем, так рано умершем друге.

— Какой это был талантливый человек! — восклицал Стасов. — Потеря его для нашего искусства громадна. Умереть, не дожив даже до полных тридцати девяти лет, в пору самого большого развития таланта! Что за жестокая судьба! Такой богатой фантазии, как у Виктора Александровича, я не встречал ни у одного из наших архитекторов.

Виктор Гартман. Морской отдел Русского павильона на Всемирной выставке в Вене (1873 г.)Вспомните хотя бы Всероссийскую выставку 1870 года — ведь недаром же за оформление ее павильонов он получил звание академика. А его деревянный театр в Москве, —  жаль, Вы не видели его!

Он был весь разборной, его можно было перевезти куда угодно, и все было сделано в русском национальном стиле. А гартмановские театральные декорации! Помните, к опере «Руслан и Людмила», — чудо, да и только! Всего этого на выставке не покажешь…

— Но зато, —  откликнулся Мусоргский, — здесь есть его замечательные карандашные и акварельные зарисовки, которые он делал с натуры в Италии и во Франции.  Сколько тут интереснейших жанровых типов, все как живые, вот-вот заговорят.

— Все очень натурально и живо. А пейзажи? До чего хороши! Вот хотя бы эти два средневековых замка. Посмотрите, так и веет поэзией старины, — эта туманная дымка, этот лунный полусвет.

— Да, — согласился Мусоргский, — так и кажется, что сейчас появится  трубадур, чтобы под окном замка спеть нежную серенаду даме своего сердца.

— Вот видите, Гартман ведет вас к музыкальным ассоциациям. Очень жаль, что не все его проекты были выполнены, сколько интересных замыслов осталось в чертежах, макетах. Вот хотя бы этот: Городские ворота в Киеве, ведь их так и не построили, а собирались возводить еще в 1866 году!

Гартман проектировал их как главный въезд в нашу древнюю столицу и задумал, конечно, в русском стиле. Его талант ярче всего раскрывался тогда,  когда предстояли задачи  народные,  художественно-национальные. Вот и здесь, посмотрите: макет часов в виде избушки на курьих ножках из русской сказки!

Остановившись у этого макета, Стасов рассказал Мусоргскому о своей первой встрече с В. А. Гартманом на праздничном маскараде, когда изобретательный художник вызвал всеобщее восхищение мастерски сделанным костюмом Бабы-Яги и своим артистическим воплощением в этот сказочный образ.

— А почему бы вам. Модест Петрович, — сказал вдруг Стасов, — не написать музыку по этим замечательным работам Гартмана? И сами вы, я вижу, чувствуете, что многие из них просятся на музыку.

Действительно, какие чудесные, истинно музыкальные сюжеты были на выставке! И этот старый замок, где должна звучать песня трубадура, и тяжелая арба, запряженная волами, — она медленно катится по пыльной дороге. Или вот — какая красота! — эскизы костюмов для танца птенцов в балете «Трильби». Можно сочинить танец «невылупившихся птенцов», легкий, живой, чтобы слышно было в музыке, как долбят цыплята клювиками скорлупу яйца, как они пищат своими тоненькими голосочками.

Почти каждая картина, эскиз, макет вызывает музыкальные замыслы. Да, безусловно, надо написать музыку на темы выставки Гартмана…

Прошло совсем немного времени, и Модест Петрович Мусоргский написал десять фортепианных пьес, объединенных в прекрасную сюиту «Картинки с выставки». Неподвижные картины и макеты ожили в звуках. Музыка всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы почти зримо представляем работы художника, хотя и не видели их.

Начинается сюита небольшой вступительной частью, названной «Прогулка». Музыка «Прогулки» звучит также и между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно композитор (а с ним и слушатели) прохаживается по залам выставки и останавливается возле каждой работы художника.

Широко, вольно звучит музыка «Прогулки»; мелодия нетороплива и размеренна, как шаги человека, который медленно идет по залам выставки. Ясно чувствуется русский характер музыки, и не удивительно: ведь перед нами работы русского художника.

Наташа Туровская. ГномНо вот «Прогулка» закончилась. Первая «картинка» — «Гном». Уродливый, забавный карлик семенит на своих коротеньких ножках, иногда спотыкаясь, иногда неловко подпрыгивая. В мелодии слышны эти спотыкания и сердитое ворчание гнома. Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человечка. Но дальше музыка изменяется: композитор хочет показать нам больше, чем художник.

Гартман сделал забавную игрушку (эскиз не сохранился, так как выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно), а Мусоргскому мало одного внешнего рисунка «героя», — в музыке зазвучала жалоба и даже страдание, душевное волнение. Не жалуется ли на судьбу этот маленький человечек, не горько ли ему от того, что он не такой, как все другие существа, а смешной и уродливый? И вы уже не смеетесь, музыка пьесы наполняется человеческими чувствами и создает психологический образ обиженного существа.

В «Картинках с выставки» Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях.

Жозеф Морис Равель (1875-1937), французский композитор-импрессионист, дирижёр, один из реформаторов музыки XX векаМы видим, что музыка, как и другие виды искусства, отражает всю многогранность жизни, может быть средством осуждения социального угнетения и несправедливости, выражать передовые идеи своего времени. Мусоргский нашел в картинах художника не только темы для музыкальных картин, — он нашел в них определенное социальное содержание и подчеркнул его своей музыкой.

Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение состоялось в 1903 году — с большим успехом ее сыграл молодой пианист Г. Н. Беклемишев, впоследствии — профессор Киевской консерватории.

С тех пор «Картинки с выставки» прочно вошли в концертный репертуар пианистов всего мира.

«Картинки с выставки» оркестровались много раз, но наиболее удачно эту деликатную задачу удалось решить Морису Равелю.

Его оркестровка безупречна с технической точки зрения, и, кроме того, в ней очевиден такт Равеля, его стремление наиболее полно сохранить и передать композиторский замысел Мусоргского. Первое исполнение оркестровой версии состоялось в Париже 19 октября 1922 года. Мастерство Равеля-оркестровщика  сделало эту вещь одним из самых известных произведений Мусоргского - по крайней мере, в Европе.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
   Мусоргский. Прогулка (в исп. симфонического оркестра), mp3;
   Мусоргский. Гном (в исп. симфонического оркестра), mp3;
   Мусоргский. Прогулка, Гном (в фортепианном исполнении), mp3;
3. Сопроводительная статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Композиторы и исполнители