Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Мама

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Мама

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Мама

Чайковский «Мама»; Гречанинов «Материнские ласки»

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с одинаковыми или похожими названиями.

Ход занятия:

П е д а г о г. Сейчас я сыграю вам две пьесы с похожими названиями. Одна из них называется «Материнские ласки», а другая - «Мама». Первую написал композитор Александр Тихонович Гречанинов, вторую - П. Чайковский. Чем похожи эти пьесы? (Исполняет пьесы.)

Д е т и. Эти пьесы о маме, они ласковые.

П е д а г о г. Да, обе пьесы очень нежные, ласковые, добрые, ведь мама всегда приласкает, пожалеет! (Исполняет пьесы повторно.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать оттенки настроений в пьесах с одинаковыми названиями, средства музыкальной выразительности.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали на прошлом занятии две пьесы о маме - «Материнские ласки» А. Гречанинова (исполняет фрагмент) и «Мама» П. Чайковского (исполняет фрагмент). Мы говорили о том, что эти пьесы похожи: в них выражены добрые, ласковые, нежные чувства. Обе они звучат тихо, небыстро. Теперь послушайте внимательно эти пьесы и скажите, меняется ли настроение внутри каждой из них. Начнём с пьесы Петра Ильича Чайковского «Мама». (Исполняет её.)

Д е т и. Настроение меняется. Музыка звучит иногда грустно.

П е д а г о г. Правильно. В этой пьесе мама не всегда только ласковая, она бывает и озабоченной, грустной. (Исполняет фрагмент, 9-12-й такты.) Прислушайтесь, мелодия становится жалобной, в ней слышны вздохи, печаль. (Исполняет отдельно мелодию 9-12-ro тактов.) А аккомпанемент в этой средней части пьесы звучит тревожно и сумрачно, взволнованно. (Исполняет аккомпанемент.) У мамы ведь столько забот, тревог, волнений, беспокойств. Музыка передает эти настроения. (Исполняет фрагмент повторно.) Но эти переживания у мамы снова сменяются нежными чувствами. Прислушайтесь, музыка начинает светлеть и звучит как в начале - ласково и задумчиво. (Исполняет 13-16-й, 17-23-й такты.) Но тревожные, беспокойные чувства всё-таки не покидают маму, и вновь слышны и вздохи, и грусть (исполняет начало коды, 25-27-й такты). Но вот мама снова улыбнулась и приласкала! (Исполняет последние шесть тактов, а затем всю пьесу целиком.)

Теперь послушайте «Материнские ласки» А. Гречанинова и скажите, эта пьеса звучит по-разному или в ней преобладает одно настроение? Меняется ли характер музыки? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Музыка ласковая, немного грустная. В середине она звучит радостнее.

П е д а г о г. Правильно. Мелодия в этой пьесе повторяется много раз. Она почти не меняется, звучит всегда ласково. Не случайно пьеса называется «Материнские ласки». Но иногда эти ласковые интонации звучат немного грустно (исполняет фрагмент), иногда светлее и радостнее (исполняет фрагмент средней части). Но вся пьеса строится на одной мелодии (исполняет 1-2-й такты) и похожих интонациях (исполняет фрагмент).

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с одинаковыми названиями, находить в них сходство и отличия, различать средства музыкальной выразительности.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мы слушали две пьесы с близкими названиями, находили в них сходство. Пьесы «Материнские ласки» А. Гречанинова и «Мама» П. Чайковского похожи тем, что в них выражено чувство нежности, материнской любви. А чем эти пьесы отличаются друг от друга, какое настроение у мамы в первой пьесе и во второй? (Исполняет пьесы.)

Д е т и. Настроение мамы в первой пьесе ласковое, нежное, а во второй пьесе мама ласковая, но и нахмурившаяся, сердитая, грустная.

П е д а г о г. Да. В пьесе «Мама. П. Чайковского выражены разные чувства, звучат разные мелодии: сначала спокойная, тихая, плавная (исполняет начало пьесы), потом маме взгрустнулось, она нахмурилась, озабоченно вздыхает (исполняет 9-1- й такты). Эта мелодия звучит громче, печальнее. Тревога, беспокойство, рассерженность слышны и в другой мелодии (исполняет начало коды). Музыка звучит напряженно, громко, неустойчиво, остро. А в пьесе «Материнские ласки» А. Гречанинова есть только одна мелодия - негромкая, кружащаяся, нежная. Эта пьеса напоминает танец вальс. Давайте покружимся под эту музыку. (Исполняет пьесу А. Гречанинова.)

Гречанинов «Материнские ласки»
Рекомендации по исполнению. Пьеса построена на повторяющейся ласковой интонации мелодии, которая окрашивается то лёгкой грустью, то некоторой взволнованностью. Средняя часть пьесы может звучать светлее, радостнее.

Чайковский «Мама»
Рекомендации по исполнению. По сравнению с более простой по эмоциональной гамме пьесой А. Гречанинова «Материнские ласки» (ласковой, задушевной, задумчивой) эта пьеса полна психологизма. В ней выражены разные чувства: и ласка, и озабоченность, беспокойство, встревоженность, грустная взволнованность, напряжение, печаль и светлая грусть.
Пьеса написана в трёхчастной форме, с кодой. Фразировка мелодии первой части необычна. Мелодия начинается со второй доли каждого такта и оканчивается на сильной первой доле. Важно эти окончания фраз исполнять мягко. Необходимо также стремиться к объединению мелких лиг в более длинные линии (1-3-й, 4-7-й такты). В партии аккомпанемента важно услышать мелодическую линию басов, вторящих мелодии, а восьмые ноты играть тихо.
В средней части (9-16-й такты) характер музыки меняется: появляются печальные, озабоченные интонации - мелкие лиги в мелодии, в которых акценты падают на разные доли тактов (сначала на первую, затем на третью и на вторую). Это смещение акцентов придаёт музыке трепетность, оттенок грустной взволнованности. Очень важно услышать самостоятельную линию спускающихся вниз басов, звучащих тревожно (9-10-й, 11-12 такты), объединить их фразировкой по два такта. Аналогично средней части пьесы исполняется начало коды (25-30-й такты).
Конец пьесы звучит ласково, успокоенно и просветлённо.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
     Гречанинов. Материнские ласки, mp3;
     Чайковский. Детский альбом. Мама (3 варианта исполнения), mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

В презентации использованы репродукции картин художников: Симона Вуэ, Артура Джон Элсли, Эмиля Мюнье, Джорджа Генри Харлоу, Джонатана Гиннеса, Фридриха фон Амерлинг.  

Композиторы и исполнители