От Рождества до Крещения. Святки

От Рождества до Крещения. Святки

От Рождества до Крещения. Святки

В древности и Рождество, и Крещение Господне праздновались в один день - день Богоявления, поскольку и в Рождестве, и в Своём Крещении Сам Бог являет Себя миру. Впоследствии Святая Церковь разделила эти великие празднуемые события на два праздника, и сейчас Рождество Христово и Крещение Господне соединяются особыми днями, которые именуются святками или святыми днями.

Как чудесны рождественские праздники!

От Рождества до Крещения повсюду на Руси не прекращались гадания и праздничные гуляния.

В деревне дети, подростки и девушки собирались небольшими группами, делали из золотистой бумаги Вифлеемскую звезду, зажигали свечи и с пением ходили славить Христа и поздравлять соседей.

Вечерами устраивали гадания, желая узнать, что ожидает их в новом году.

Святки... Самые короткие дни - и самые длинные ночи. Самые весёлые и шумные праздники - и самые волшебные гадания. Стоит только произнести: «ночь перед Рождеством», «крещенский вечер» - и даже у нас, забывших все или почти все традиции, что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомое. В старину верили, что в такие ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о самом важном.

Из этих загадочных существ мы сегодня помним лишь Санта Клауса,

Деда Мороза - старика с белой бородой, приносящего подарки.

А вопросы о важном приняли вид гаданий.

Пусть мы забыли многое, однако не всё. Ещё и сегодня школьницы в рождественскую ночь кладут под подушку записочки с именами знакомых мальчиков. А в позапрошлом веке не только крестьянские девушки, но и барышни-дворянки с замиранием сердца ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу. И совсем не обязательно искать в библиотеках описания святочных обрядов и гаданий. 

Давайте возьмём с полки томик Пушкина, поудобнее устроимся в кресле, зажжём свечу, откроем пятую главу «Евгения Онегина» - ту самую, где «зимы ждала, ждала природа» ...

Помните, Татьяна, всем сердцем полюбившая Онегина, пишет ему бесхитростное письмо с объяснением в любви и получает отповедь, может быть и справедливую, но горькую. Однако любить и надеяться она не перестаёт...

Пришла зима, выпал снег...
Настали Святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима...

Святки - период с Рождества 7 января (25 декабря по ст. ст.) по Крещение-Богоявление 18 января (6 января). «Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся», - писал один из исследователей народных обычаев. Стар и млад, девушки и парни, крестьяне и помещики - все участвовали и в ряжении, и в застольях. Вечерами собирались по домам, вспоминали старину, пели, гадали.

Заметим, что в Святки языческое как никогда тесно переплетается с христианским: младенец Иисус, волхвы, Вифлеемская звезда,

а рядом - «пришла Коляда накануне Рождества», Огненный змей, летающий за красными девицами... Да и само гадание - «волхвование» - напоминание о неких действах языческих жрецов-волхвов.

Святочные гадания описывает В. Жуковский в поэме «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Зима в русской жизни издавна связывалась с рождественскими праздниками. Примечательно, что в цикле П. Чайковского «Времена года», в котором отражаются самые главные события года, пьеса «Декабрь» имеет подзаголовок «Святки» и эпиграф из приведённого фрагмента поэмы Жуковского.

Послушайте, как в своей музыке композитор передаёт праздничную, чуть взволнованную атмосферу волшебного праздника, так любимого самим Чайковским (вспомните его «рождественский» балет «Щелкунчик»).

Сцены народных рождественских праздников присутствуют и во многих оперных произведениях русских композиторов. Невозможно представить, например, оперу Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» без сцены колядок, великолепно описанных в одноименной повести Н. Гоголя:

«Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены ещё пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь весёлая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во всё горло:

Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кiльце ковбаски!

Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только вместе со степенными отцами оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролёт готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! И ещё белее казался свет месяца от блеска снега».

Чудо Рождества - истинное, оно всегда было, есть и будет.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 21 слайд, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Римский-Корсаков. Колядные песни из оперы Ночь перед Рождеством, mp3;
    Чайковский. Времена года. Декабрь (2 варианта исполнения - фортепиано и симфонический оркестр), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители