Самуил Майкапар. Тревожная минута, Раздумье

Самуил Майкапар. Тревожная минута, Раздумье

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Самуил Майкапар. «Тревожная минута», «Раздумье»

1-е занятие

Программное содержание. Обогащать представления детей о разных чувствах, существующих в жизни и выраженных в музыке.

Ход занятия:

Самуил Майкапар родился более ста пятидесяти лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на рояле. Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах.

Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую консерваторию. Стал писать, сочинять музыку, в том числе и для детей. Очень известен его детский фортепианный цикл «Бирюльки». Вслушайтесь в само звучание этого слова – оно ласковое, нежное, музыкальное.

Давным-давно «Бирюльки» - была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички: чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные.

П е д а г о г. Послушайте две пьесы композитора С. Майкапара. Они называются «Тревожная минута» и «Раздумье». Какой характер этих пьес, похожи ли они между собой? (Исполняет две пьесы.)

Д е т и. Нет, не похожи. Первая быстрая, грустная, а вторая тоже немного грустная, но спокойная.

П е д а г о г. Да, пьесы не похожи одна на другую, хотя обе выражают грустное настроение. Грусть эта разная. Первая пьеса грустная и встревоженная, беспокойная, а во второй слышится светлая грусть, музыка задумчивая, сосредоточенная. (Исполняет фрагменты.) Когда человек волнуется, беспокоится о чём-то, ему не сидится на месте, хочется двигаться, его сердце начинает биться быстрее, одна и та же мысль не даёт покоя. Так и в этой музыке (исполняет фрагмент пьесы «Тревожная минута») быстро мелькают короткие отрывки мелодии, выражая чувство тревоги, беспокойства.

А в пьесе «Раздумье» какая мелодия? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Плавная.

П е д а г о г. Послушайте обе пьесы ещё раз. (Исполняет их.) Вот как по-разному может звучать в музыке грустное настроение. Так же и в жизни, бывает светлая грусть и встревоженная, и грусть-скорбь.

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, интонации музыки, близкие речевым.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали две пьесы С. Майкапара. Они разные по содержанию, по выраженным в них переживаниям. (Исполняет фрагменты, дети вспоминают названия пьес.)

Как вы думаете, почему эти пьесы называются именно так? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Первая пьеса тревожная, быстрая, а вторая спокойная, задумчивая.

П е д а г о г. Да, в пьесе «Тревожная минута» мелодия прерывистая, не плавная, состоит из коротких интонаций, двух звуков (исполняет фрагмент мелодии). Они направлены то вниз и звучат жалобно (исполняет первые два звука мелодии), то вверх, и тогда звучат неуверенно, беспокойно, вопросительно (исполняет фрагмент мелодии). Эти интонации мелодии, то жалобные, то вопросительные, чередуются и создают встревоженный, грустно-вопросительный характер музыки. Аккомпанемент тоже состоит из мелькающих двух звуков, которые вторят мелодии. Он тоже звучит трепетно, встревоженно. (Исполняет фрагмент аккомпанемента.)

А почему композитор назвал вторую пьесу «Раздумье»?

Д е т и. Пьеса задумчивая.

П е д а г о г. Да, в ней выражено настроение грустного раздумья, размышления. Она сосредоточенная, неторопливая. Интонации музыки и интонации речи похожи. Когда человек о чём-то вслух размышляет, он говорит медленно, тихо, неторопливо, а когда он взволнован, речь его быстрая, часто прерывается остановками. Так же и в музыке тревожный или задумчивый характер создаётся разными интонациями. В первой пьесе эти интонации жалобные, взволнованные, беспокойная мысль тревожит человека. Вторая пьеса неторопливая, размеренная, как и спокойная речь. (Исполняет обе пьесы.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать форму музыкальных произведений, слышать кульминации.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вспомните, когда вы слушаете сказку, то в ней всегда есть самое захватывающее место, где её героев ожидают самые сильные переживания. Это кульминация сказки. После неё наступает развязка: в сказке обычно побеждает добро.

Но не всегда - бывают и грустные сказки. Так же и в музыке. Если вы прислушаетесь, вы поймёте, о чём она рассказывает, ведь в ней меняется настроение, повествуется о разных переживаниях, только не словами, а звуками. Послушайте внимательно пьесу С. Майкапара «Тревожная минута» и скажите, меняется ли настроение музыки. (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. В середине музыка звучит громче, тревожнее.

П е д а г о г. Да, первая и последняя части пьесы выражают настроение взволнованное, жалобное, тревожное. Музыка тихая и трепетная, мелодия прерывистая… А в средней части музыка становится настойчивой, ещё более беспокойной, громкой.

Здесь находится кульминация пьесы - самое напряжённое звучание - настойчивый взволнованный вопрос (исполняет фрагмент). Музыка замедляется и даже совсем останавливается, звучит громко, напряжённо. (Исполняет фрагмент.) Третья часть пьесы похожа на первую, но она короче. А как заканчивается пьеса? (Исполняет последние шесть тактов.)

Д е т и. Страшновато, таинственно.

П е д а г о г. Да, мрачные, низкие, отрывистые звуки говорят нам о том, что тревога не прошла. (Исполняет пьесу целиком.)

А в пьесе «Раздумье» характер музыки меняется? Сколько в ней частей? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. В начале и в конце музыка спокойная, а в середине звучит настойчивее, громче. В пьесе три части.

П е д а г о г. Правильно, первая часть спокойная, задумчивая, немного грустная. Прислушайтесь, мелодия повторяется дважды. Второй раз она звучит немного по-другому, тише, вкрадчивее, робко (исполняет фрагмент). В средней части музыка звучит громче, настойчивее, с волнением. В этой пьесе тоже есть кульминация. Но не всегда она бывает громкой. Она бывает и тихой, как эта. Музыка вдруг поникает, звучит с сожалением, грустно замирает на одном звуке. (Исполняет фрагмент.) После кульминации возвращается мелодия первой части. Но как она теперь звучит? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Тихо, отрывисто.

П е д а г о г. Музыка стала похожа на грёзу, мечту, звучит зыбко, нежно. (Исполняет фрагмент.) А как заканчивается пьеса? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Спокойно и печально.

П е д а г о г. Вот так: по-разному может быть передано грустное настроение, с тревогой или как грустное раздумье. (Исполняет пьесы.)


Презентация:

В комплекте:
1. Презентация - 6 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Майкапар. Тревожная минута
    Майкапар. Раздумье, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Композиторы и исполнители